В настоящее время Грузия является удобным транзитным коридором для азиатской нефти и газа на европейский рынок. «Закавказские» трубопроводы продолжают способствовать её экономическому росту. Однако современное представление об этой территории, как о транзитном узле возникло не сейчас, а ещё в древние времена, и, хотя интенсивность транзита то уменьшалась, то увеличивалась, идея грузинского коридора сохранилась.
Идея «закавказского» и понтийского (черноморского) транзита азиатских товаров не нова. Ещё в четвёртом веке до нашей эры самый известный из великих завоевателей — Александр Македонский прокладывал пути своей армии в самое сердце азиатского региона. Добравшись до Индии, европейцы распробовали блюда с новыми видами пряностей и решили, что их жизнь была бы скучной без перца. Купцы быстро сообразили, что в дальних землях можно купить немного специй, скажем, за драхму, а продать их в Риме или, может быть, в Афинах за сотню. Прибыль от сделки была очень солидной.
Существовало несколько маршрутов в Индию:
1. Морской маршрут – из портов Египта на Красном море, далее огибая Аравийский полуостров через Индийский океан к побережью Малабара. Александрийские купцы в основном извлекали выгоду из этого маршрута. Согласно Страбону, около ста двадцати больших александрийских кораблей ежегодно отправлялись в те сказочные земли, привозя оттуда специи, ценные породы дерева и драгоценные камни.
Но южное побережье Восточного Ирана было очень диким, без гаваней, поэтому для прямого отплытия приходилось сильно нагружать корабль продовольствием и водой, а поэтому лишь небольшая часть трюмов оставалась для коммерческих товаров.
2. Существовал ещё один морской путь из Индии через Персидский залив к устью Тигра и Евфрата. Этот второй маршрут был очень дорогим. Начавшись в Индии, он поднимался на Иранское нагорье, пересекая его до Месопотамии и Сирии. Там специи грузились на европейские корабли. Иранцы и греко-сирийцы извлекли выгоду из этого маршрута;
3. третий маршрут был удивительно дешёвым, поскольку это был речной маршрут через хорошо населённые и снабжаемые районы, отправной точкой которого был город Фазис (Поти, Западная Грузия), а также устье реки Фазис (Риони), очень удобное для больших лодок. Риони продолжается реками Квирила и Дзирула по направлению к горам Лихи. Они разделяли грузинские территории на две части: Западную (древняя Колхида) и Восточную (древняя Иберия).
Торговцы обычно поднимались в горы, переходили через перевал, а затем снова садились на борт в не доставляло особых хлопот, тем более, что было сравнительно быстрым.
Согласно Геродоту, Каспийское море можно было легко преодолеть за восемь дней на большой лодке. В упоминаниях можно обнаружить реку Амударья (Окс), впадающую в Каспийское море. Последний участок маршрута тоже был речной Амударья – Балх (Бактра) – Инд. И греческие купцы попадали в чудесную страну отдыха и специй. Греческие и римские, а позже византийские купцы, в сопровождении вооружённой охраны находились в Грузии с транзитными целями, способствуя ранней европейской интеграции.
Ещё за двести лет, до наступления нашей эры, китайцы начали прокладывать пути своих караванов с шёлковыми тканями через китайский Туркестан. Затем, уже оттуда, практиковался обычный понтийский транзит. Этот маршрут был дешёвым, но очень непрочным. Как только персидское царство оправилось от греческого натиска, его правители перерезали пути организации переправы по Каспию.
Маршрут хорошо прослежен в греко-римских источниках. Аристобул заявляет, что Окс — самая большая из рек, которые он видел в Азии, за исключением рек индийских. Патрокл, а также Эратосфен писали, что она судоходна и что большое количество индийских товаров доставляется по ней к Гирканскому морю, а оттуда по этому морю перевозится вниз по реке Кир и через следующий за ней регион к Эвксинскому морю.
Все перечисленные выше авторы, включая Страбона, подразумевая «транскавказский» путь индийских товаров (по рекам Инд — Бактра/Балх/ – Окс /Амударья/ – Гирканское/Каспийское/море — Кир/Мтквари/Кура/ – Фазис/Квирила и Риони/ в город Фазис/Поти/ в Колхиде). Многие люди усердно трудились на этом маршруте с III века до н.э. по первую половину I века нашей эры, когда Страбон писал свои труды.
Варрон упоминает, описывая экспедицию Гнея Помпея, что тому достоверно было известно: от Индии до Бактрии всего семь дней пути. Река Бактра впадает в Окс, а, следовательно, товары из Индии, перевозимые Каспийским морем и далее, до реки Кир, могут быть доставлены не более, чем за пять дней пути по суше до Фазиса в Понте Эвксинском. Достаточно ясно, что Варрон ведёт речь о возможности «закавказского» транзита, который к 65 году до н.э. уже был не вполне безопасен и много раз нарушался. К сожалению, Плинию к этому нечего было добавить. Опять же, достоверно известно, что ко второй половине первого века нашей эры, этого маршрута транзита уже не было.
Селевкиды получили прямой доступ к дешёвому рынку специй ещё в начале III в. до н.э. А греческие купцы, жившие в Сирии, организовали поставки специй в Европу по речному маршруту, тем самым сэкономив много денег при транспортировке индийских товаров, не углубляясь в моря. Они начали получать солидную прибыль. Затем им пришлось поделиться с союзниками, греками из Бактрии. Колхидские монеты III в. до н.э. археологи находили в Центральной Азии, а бактрийские монеты, примерно той же датировки, находили в Восточной Грузии, что свидетельствует о присутствии бактрийцев в Колхиде и, естественно торговле.
Набрав силу, Аршакиды Парфии/Ирана прекратили эту торговлю, организовав Каспийский флот. С этого дня только их торговцы могли иметь прямой доступ к специям, перевозимым в Европу. Селевкидам оставалось только переплачивать за товары, привезённые с левого берега Евфрата. Римляне, уже правившие Сирией, должны были сделать то же самое.
Таким образом, иранский транзит стал важнейшим, лишь иногда прерываемый теми же римлянами, воюющими парфян, но с помощью кушанов организующими поставки шёлка и пряностей в Европу, по «кавказскому» торговому маршруту.
Когда транзит через Парфянское царство был окончательно прерван, уже византийцы сделали все возможное, чтобы достичь Азии, обогнув Каспийское море на севере и двинувшись навстречу туркам, обитавшим уже в Центральной Азии. Но этот степной маршрут, севернее Каспийского моря, оказался неудачным из-за очень низкого социально-экономического уровня кавказских горцев того времени. Когда этот уровень немного развился, генуезцы организовали поставки шелка и специй в Европу, через регионы Северного Каспия и Северного Кавказа в крымскую Каффу. Была и друга часть маршрута: Себастополис (Сухуми) – Трапезунд – Галата – Италия. Когда османы прервали итальянскую торговлю, португальским судам пришлось искать новые пути, и они обогнули Африку.
С седьмого по десятый века, два крупных внешнеполитических события сыграли важную роль в истории Грузии. Первым было появление арабов и распространение ислама, а вторым – образование хазарами мощного полукочевого государства к северу от Кавказа, в низовьях Волги. Войны между арабами и византийцами, а также длительный конфликт между арабами и хазарами, серьёзно подорвали экономический потенциал южных княжеств Кавказа. Эти коридоры почти перестали действовать в VII веке. Однако именно в это время постепенно начали формироваться новые торговые пути. На рубеже 7-8 веков экономическая активность начала смещаться из армянских городов в бассейн Куры-Аракса, что привело к росту могущества Тбилиси и различных городов в Арране и Ширване.
Другим важным фактором, способствовавшим экономическому росту части юго-восточных царств Кавказа, были тесные экономические контакты, которые с конца VIII в. установились между исламским миром и хазарами. Экономическое развитие и углубление торговых отношений были вызваны решением Аббасидов перенести столицу из Дамаска в Багдад (относительно ближе к Южному Кавказу и хазарам). Уже с девятого века дирхемы поступали в южные районы современной России и Восточной Европы с монетных дворов Багдада и других городов Месопотамии.
Во времена правления Аббасидов грузинские и особенно армянские города пережили значительное развитие благодаря общему экономическому росту, происходящему на Ближнем Востоке. Примечательно, что длительный и трудный процесс объединения Грузии совпал с вышеупомянутым отчётливым экономическим ростом грузинских городов и селений. Это привело к развитию целой сети региональных торговых путей вдоль границ Грузии, которые, в свою очередь, были связаны с гораздо более крупными трансконтинентальными торговыми путями, проходящими через Месопотамию, северный Иран и Византию.
Появление сельджуков во второй половине XI в. лишь незначительно замедлило функционирование торговых путей вблизи грузинских границ. С 11-12 вв. снова наблюдается экономический рост городов Аррана, Ширвана и Армянского государства, хорошо заметный в грузинских, персидско-арабских и армянских письменных источниках.
Таким образом, подобно крупным трансконтинентальным маршрутам, дороги регионального значения располагались как внутри, так и за пределами грузинской территории, но, тем не менее, вблизи границ Грузинского царства. Это означало, что во время объединения Грузии (конец 10 века) страна снова находилась на периферии основной экономической деятельности в регионе.
Поскольку установление торговых путей, проходящих через Арран, Ширван и Армению, произошло одновременно с формированием объединённой грузинской монархии, Багратионы (правящая грузинская династия) в 11-13 веках инициировали экспансионистскую политику, движимые желанием овладеть региональными торговыми путями, которые пересекали Двин, Барду, Гянджа, Тбилиси, Ани, Трапезунд, Ахлат, Тебриз и многие другие крупные города.
Вторжение монголов в XIII веке перевернуло всю структуру торговых путей, что положило начало постепенной потере грузинами контроля над региональной торговлей. Были периоды, когда итальянцы и другие европейцы торговали с западными грузинскими портами в 13-15 веках. Либо когда Картли-Кахетинское царство, существовавшее в 18 веке, пыталось оживить свою «северокавказскую» торговлю, но в целом страна утратила ту роль торгового транзита, которой она когда-то обладала.
Это фактически продолжалось в течение нескольких столетий, когда Османская и Персидская империи, доминировавшие в этом регионе, лишили Грузинское царство активного участия в регулировании и обслуживании торговых путей. Так продолжалось вплоть до конца XVIII века, то есть до появления Российской империи, в качестве крупного игрока на международной арене.
Поскольку Южный Кавказ находился под контролем России, царская администрация предприняла некоторые усилия по восстановлению транзитных возможностей региона. К концу 19 века, когда братья Нобели индустриализировали Баку, они стали остро нуждаться в жизнеспособных экспортных маршрутах, к портам Чёрного моря. Так появилась Транскавказская железная дорога от Каспия до черноморских портов. Сейчас Грузия вернулась к своему положению между этими морями, став связующим звеном между Центральной Азией и Восточной Европой.
Одним из таких проектов является 826-километровая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, открытая в 2017 году, которая позволяет доставлять грузы между Китаем и Европой с продолжительностью перевозки около двух недель. К 2025 году по ней сможет перевозиться до восьми миллионов тонн грузов. Более того, такие трубопроводы, как Баку-Тбилиси-Джейхан и Трансанатолийский трубопровод, создают сеть, охватывающую прикаспийский и причерноморский регионы. В этих проектах Грузия играет жизненно важную транзитную роль.
До недавних пор Китаю не хватало долгосрочного стратегического видения Южного Кавказа, но в последнее время «восточный тигр» мыслит достаточно агрессивно-геополитически в отношении региона. Способствует этому географическое положение — Южно-Кавказский коридор является кратчайшим железнодорожным маршрутом из Китая в Европу, что потенциально делает его важнейшей транспортной артерией, а Грузию ключевым узлом. Экономический подъём Китая и попытки оживить древние маршруты, дают Грузии прекрасную возможность превратиться не только в региональный транзитный узел, стремящийся воссоединить Азию и Европу, но и в привлекательную страну международного туризма. Особенно актуально это сейчас, когда грузинское правительство активно продвигает по всему миру натуральные грузинские вина, удачно попав в мейнстрим популярности органической продукции. Про красоты этой замечательной страны и про потрясающую грузинскую кухню сказано уже так много, что множатся гастро-туры даже из стран Северной и Южной Америки.